ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №110
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА
ИМЕНИ М. ЭРНАНДЕСА
ПРОГРАММА
«Театр на испанском языке»
Срок реализации – 1 год, разработана в 2010 году
Внеурочная форма обучения
Возрастная категория – 6-7 лет
Автор программы: Бурзина Светлана Анатольевна,
учитель иностранных языков (испанский и английский), высшая квалификационная категория, кандидат педагогических наук, 13.00.02 |
г. Москва, 2010
В современном, динамично развивающемся обществе все более четко прослеживаются тенденции к интернационализации и интеграции разных сфер человеческой деятельности. Особенно ярко эти тенденции проявляются в больших городах, таких как Москва, где развитие разносторонних отношений с другими странами сделало иностранный язык реально востребованным обществом.
Раннее начало изучения иностранного языка стало одним из приоритетных направлений в практике обучения предмету. В настоящее время практически во всех учебных заведениях г. Москвы дети с раннего возраста знакомятся с иностранным языком.
Настоящая программа состоит из:
Обучение происходит на специально организованных занятиях с детьми во внеурочное время под руководством учителя иностранного языка на интегративной основе с другими занятиями: музыка, ритмика, изобразительная деятельность.
В рамках данной модели предусматривается проведение праздников, утренников, концертов, презентаций на музыкальной основе на иностранном языке и с использованием всего спектра информационно-коммуникационных технологий.
Преимущества более раннего начала обучения иностранному языку неоднократно доказаны теоретически и подтверждены экспериментально, в том числе в работах Н.Д.Гальсковой, Э.И.Соловцовой, Л.Б.Чепцовой, Н.Н.Ачкасовой, Ю.А.Бухаровой, С.А.Бурзиной, и др.
Младший школьный возраст уникален для овладения языком в силу таких психических особенностей ребенка, как пластичность природного механизма усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера (страха) и др. Изучение иностранного языка в раннем возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Познание ребенком окружающего мира через родной и иностранный языки, через культуру родной страны и стран изучаемого языка помогает сформировать на раннем этапе положительную мотивацию к изучению иностранного языка и создать надежную базу для дальнейшего овладения навыками иностранного общения.
В тоже время в практике обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста (6-7 лет) имеется целый ряд трудностей, обусловленных, в первую очередь, отсутствием программы по иностранным языкам, которая позволила бы:
Настоящая программа, отражая специфику раннего обучения иностранным языкам и отвечая современному уровню развития теории и практике преподавания предмета, призвана служить основой для организации процесса обучения иностранному языку (испанскому) детей младшего школьного возраста (6-7-летнего).
Обучение иностранным языкам детей 6-7-летнего возраста призвано содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их индивидуальных способностей. Поэтому, в качестве основной цели обучения выступает личностное развитие ребенка средствами предмета и его межпредметными связями. Данная цель является стратегической, она позволяет органично включать иностранный язык в контекст жизнедеятельности младшего школьника и определять конкретные пути осуществления интегративных связей предмета с другими видами и формами деятельности ребенка 6-7-летнего возраста.
Реализация указанной цели предусматривает:
Личностное становление младшего школьника осуществляется в процессе его общения со взрослыми и другими детьми. Разучивая стихи, песни на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне. Речь идет о формировании практических умений устной иноязычной речи, а именно:
Поскольку ребенку приходится в учебном процессе иметь дело со стихами, песнями, рифмовками на иностранном языке, то в реестр практических целей обучения включается также развитие умений детей воспроизводить этот материал.
Успех в обучении младших школьников иностранному языку возможен лишь при условии, если процесс обучения будет направлен на развитие личности ребенка. Поэтому в работе с малолетними детьми необходимо руководствоваться следующими положениями:
В содержание обучения иностранному языку детей 6-7-летнего возраста входят:
Содержание обучения должно отвечать следующим требованиям:
Во-первых, оно должно вызывать интерес у детей и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способности взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях, в разработке каких-либо проектов, подготовке и проведении инсценировок и др.
Во-вторых, содержание обучения и, прежде всего его предметная сторона (о чем говорить, слушать, что делать), должно учитывать личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь в своем социуме на родном языке (в семье, на улице, в детском саду и т.д.), и соотноситься с тем опытом, который они должны приобрести на занятиях по иностранному языку.
В-третьих, содержание обучения должно открывать ребенку доступ к культуре другого народа, знакомя его с особенностями повседневного быта их сверстников в стране изучаемого языка (например, игрушки, еда, напитки и др.), детским фольклором и играми, традициями поведения праздников (Рождество, Новый год, День рождения).
В-четвертых, содержание обучения должно давать возможность органично интегрировать в учебный процесс по иностранному языку различные виды деятельности, типичные для детей младшего школьного возраста: музыкальную, театральную, танцевальную и др., и тем самым создавать условия для гармоничного развития личности ребенка.
Требования к уровням | Рекомендуемые приемы обучения (разбиты по группам) |
Развитие умения понимать иноязычную речь на слух | |
По окончании курса ребенок должен уметь:
|
|
Владение говорением | |
По окончании курса ребенок должен уметь:
|
|
Учитывая интегративный характер предмета «Иностранный язык», а также принимая во внимание сложность и комплексность задач, стоящих перед процессом овладения детьми 6-7-летнего возраста иностранным языком, необходимо последовательно учитывать взаимодействие этого предмета с другими видами деятельности, типичными для детей этого возраста. Поэтому в работе над каждой темой предусматриваются следующие аспекты обучения и общения.
В данной программе обращается особое внимание на развитие общих умений и качеств личности ребенка, позволяющих ему осуществлять типичные для него виды практической деятельности, наиболее полно реализуются интегративные моменты в проектной деятельности, где внимание ребенка направляется на достижение практического результата.
Наибольшего успеха в обучении младшего школьника иностранному языку можно добиться тогда, когда родители хотят и могут разделить с ребенком радость открытия для себя нового языка, поэтому обязательно происходит ознакомление родителей с основными дидактическими подходами и они постоянно информируются о продвижении их детей в постижении ими иностранного языка, об их успехах.
Родители информируются о специфических особенностях языковой ситуации в современном обществе и, благодаря данной программе, расширяются контакты ребенка с аутентичной иностранной речью (детские аутентичные песни, видеоклипы, телепередачи; личные контакты с иноязычными сверстниками).
Важно, чтобы родители имели представление о целях обучения иностранному языку в раннем возрасте, о специфики методических подходов к обучению младших школьников (работа со стихами, песнями, рифмовками; отсутствие грамматических правил, отсутствие домашнего задания, отсутствие отметок и многое другое). Концерты, праздники, презентации – это лучший способ информирования родителей об уже достигнутых успехах, и для ознакомления с возможными формами овладения иностранным языком в младшем школьном возрасте.
№ п/п |
Планирование | Количество часов | Формы контроля | ||
Общее | В том числе | ||||
Теория | Практика | ||||
I четверть | |||||
1. | Знакомство с испанским языком. Немного из истории испанского языка … | 2 | 2 | - | |
2. | Знакомство с алфавитом испанского языка | 2 | - | 2 | |
3. | Знакомство с песней «А, В, С…»
Использование ПК |
2 | 2 | - | |
4. | Чтение текста песни. Работа над фонетической стороной текста песни.
Использование ПК |
2 | 1 | 1 | |
5. | Чтение текста песни. Работа над лексической стороной текста песни.
Использование ПК |
2 | 1 | 1 | |
6. | Репетиция песни.
Использование ПК |
6 | - | 6 | |
7. | Репетиция движений к песне.
Использование ПК |
1 | - | 1 | |
Всего: 17 занятий | |||||
II четверть | |||||
8. | Репетиция движений к песне на основе видеопрезентации.
Использование ПК |
3 | - | 3 | |
9. | Изготовление карточек и написание на них букв испанского алфавита. | 1 | - | 1 | |
10. | Репетиция песни с карточками и видеопрезентацией.
Использование ПК |
1 | - | 1 | Аудирование (Видеопрезентация + карточки) |
11. | Репетиция-презентация песни с движениями и карточками на сцене. | 1 | - | 1 | |
12. | Презентация песни.
Использование ПК |
1 | - | 1 | Выступление на концерте |
13. | Рифмуй, запоминай. Знакомство с рифмовками (Школа, ученик, буквы, урок, карандаш, мел, тряпка) | 3 | 1 | 2 | |
14. | Рифмуй, запоминай. Знакомство с рифмовками (Дни недели) | 3 | 1 | 2 | |
15. | Репетиция-презентация рифмовок с движениями на сцене | 1 | - | 1 | |
Всего: 14 занятий | |||||
III четверть | |||||
16. | Знакомство с песней «Скажи, мне! Что это?»
Использование ПК |
2 | - | 2 | |
17. | Чтение текста песни. Работа над фонетической стороной текста песни.
Использование ПК |
2 | 1 | 1 | |
18. | Чтение текста песни. Работа над лексической стороной текста песни.
Использование ПК |
2 | 1 | 1 | |
19. | Репетиция песни.
Использование ПК |
3 | - | 3 | |
20. | Репетиция движений к песне.
Использование ПК |
4 | - | 4 | |
21. | Репетиция-презентация песни с движениями на сцене.
Использование ПК |
2 | - | 2 | |
22. | Презентация песни.
Использование ПК |
1 | - | 1 | Выступление на концерте (к 8-му Марта) |
23. | Рифмуй, запоминай. Знакомство с рифмовками (Дни недели). | 2 | - | 2 | |
24. | Репетиция-презентация рифмовок с движениями на сцене. | 1 | - | 1 | |
Всего: 19 занятий | |||||
IV четверть | |||||
25. | Знакомство с песней «Паровозик».
Использование ПК |
2 | - | 2 | |
26. | Чтение текста песни. Работа над фонетической стороной текста песни.
Использование ПК |
2 | 1 | 1 | |
27. | Чтение текста песни. Работа над лексической стороной текста песни.
Использование ПК |
2 | 1 | 1 | |
28. | Репетиция песни.
Использование ПК |
2 | - | 2 | |
29. | Репетиция движений к песне.
Использование ПК |
2 | - | 2 | |
30. | Репетиция-презентация песни с движениями на сцене.
Использование ПК |
4 | - | 4 | |
31. | Презентация всех песен.
Использование ПК |
1 | - | 1 | Выступление на итоговом концерте |
Всего: 15 занятий |