ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №110
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА
ИМЕНИ М. ЭРНАНДЕСА


ПРОГРАММА
«Театр на испанском языке»

Срок реализации – 1 год, разработана в 2010 году
Внеурочная форма обучения
Возрастная категория – 6-7 лет


Автор программы: Бурзина Светлана Анатольевна,
учитель иностранных языков (испанский и английский),
высшая квалификационная категория,
кандидат педагогических наук, 13.00.02

г. Москва, 2010


Пояснительная записка

В современном, динамично развивающемся обществе все более четко прослеживаются тенденции к интернационализации и интеграции разных сфер человеческой деятельности. Особенно ярко эти тенденции проявляются в больших городах, таких как Москва, где развитие разносторонних отношений с другими странами сделало иностранный язык реально востребованным обществом.

Раннее начало изучения иностранного языка стало одним из приоритетных направлений в практике обучения предмету. В настоящее время практически во всех учебных заведениях г. Москвы дети с раннего возраста знакомятся с иностранным языком.

Настоящая программа состоит из:

Модель обучения

Обучение происходит на специально организованных занятиях с детьми во внеурочное время под руководством учителя иностранного языка на интегративной основе с другими занятиями: музыка, ритмика, изобразительная деятельность.

В рамках данной модели предусматривается проведение праздников, утренников, концертов, презентаций на музыкальной основе на иностранном языке и с использованием всего спектра информационно-коммуникационных технологий.

Преимущества более раннего начала обучения иностранному языку неоднократно доказаны теоретически и подтверждены экспериментально, в том числе в работах Н.Д.Гальсковой, Э.И.Соловцовой, Л.Б.Чепцовой, Н.Н.Ачкасовой, Ю.А.Бухаровой, С.А.Бурзиной, и др.

Младший школьный возраст уникален для овладения языком в силу таких психических особенностей ребенка, как пластичность природного механизма усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера (страха) и др. Изучение иностранного языка в раннем возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Познание ребенком окружающего мира через родной и иностранный языки, через культуру родной страны и стран изучаемого языка помогает сформировать на раннем этапе положительную мотивацию к изучению иностранного языка и создать надежную базу для дальнейшего овладения навыками иностранного общения.

В тоже время в практике обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста (6-7 лет) имеется целый ряд трудностей, обусловленных, в первую очередь, отсутствием программы по иностранным языкам, которая позволила бы:

Настоящая программа, отражая специфику раннего обучения иностранным языкам и отвечая современному уровню развития теории и практике преподавания предмета, призвана служить основой для организации процесса обучения иностранному языку (испанскому) детей младшего школьного возраста (6-7-летнего).

Цели обучения

Обучение иностранным языкам детей 6-7-летнего возраста призвано содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их индивидуальных способностей. Поэтому, в качестве основной цели обучения выступает личностное развитие ребенка средствами предмета и его межпредметными связями. Данная цель является стратегической, она позволяет органично включать иностранный язык в контекст жизнедеятельности младшего школьника и определять конкретные пути осуществления интегративных связей предмета с другими видами и формами деятельности ребенка 6-7-летнего возраста.

Реализация указанной цели предусматривает:

Личностное становление младшего школьника осуществляется в процессе его общения со взрослыми и другими детьми. Разучивая стихи, песни на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне. Речь идет о формировании практических умений устной иноязычной речи, а именно:

Поскольку ребенку приходится в учебном процессе иметь дело со стихами, песнями, рифмовками на иностранном языке, то в реестр практических целей обучения включается также развитие умений детей воспроизводить этот материал.

Основные особенности процесса обучения детей 6-7-летнего возраста

Успех в обучении младших школьников иностранному языку возможен лишь при условии, если процесс обучения будет направлен на развитие личности ребенка. Поэтому в работе с малолетними детьми необходимо руководствоваться следующими положениями:

Основные компоненты содержания обучения

В содержание обучения иностранному языку детей 6-7-летнего возраста входят:

Основные требования к отбору и организации содержания обучения

Содержание обучения должно отвечать следующим требованиям:

Во-первых, оно должно вызывать интерес у детей и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способности взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях, в разработке каких-либо проектов, подготовке и проведении инсценировок и др.

Во-вторых, содержание обучения и, прежде всего его предметная сторона (о чем говорить, слушать, что делать), должно учитывать личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь в своем социуме на родном языке (в семье, на улице, в детском саду и т.д.), и соотноситься с тем опытом, который они должны приобрести на занятиях по иностранному языку.

В-третьих, содержание обучения должно открывать ребенку доступ к культуре другого народа, знакомя его с особенностями повседневного быта их сверстников в стране изучаемого языка (например, игрушки, еда, напитки и др.), детским фольклором и играми, традициями поведения праздников (Рождество, Новый год, День рождения).

В-четвертых, содержание обучения должно давать возможность органично интегрировать в учебный процесс по иностранному языку различные виды деятельности, типичные для детей младшего школьного возраста: музыкальную, театральную, танцевальную и др., и тем самым создавать условия для гармоничного развития личности ребенка.

Требования к уровню практического владения иностранным языком

Требования к уровням Рекомендуемые приемы обучения (разбиты по группам)
Развитие умения понимать иноязычную речь на слух

По окончании курса ребенок должен уметь:

  1. В первую очередь:
    • различать звуки, звукосочетания, смыслоразличительные фонемы иностранного языка и произносить их;
    • различать интонационный рисунок фразы, ее эмоциональную окраску;
    • удерживать в памяти речевые цепочки разной длины (от отдельных слов до стихов, текстов, песен и др.);
    • отличать звучащую иностранную речь от родной.
  2. Понимать установки по ходу занятия и организации игровой деятельности.
  3. Понимать содержание стихов, песен, рифмовок, соответствующих уровню развития детей, имеющих ясную логическую структуру, в содержательном плане представляющих интерес для детей; раскрытие незнакомых слов и выражений осуществляется с опорой на зрительную и двигательную наглядность: жесты, мимику и др.

  1. Первая группа:
    • имитация речи взрослого (прослушать и правильно повторить; прослушать и повторить с разной скоростью, эмоциональной окраской, с разной силой голоса, сопровождая проговаривание движением, хлопками и др.);
    • заучивание наизусть стихов, рифмовок, текстов песен;
    • прослушивание и невербальное реагирование на звук (звуки), интонацию (узнать и хлопнуть в ладоши, поднять руку);
    • игровые задания: «Эхо», «Поймай звук/ошибку!» (сопровождается необходимыми жестами), «Угадай» (по голосу, по шуму и др.), «Угадай знакомое слово!» и др.
  2. Вторая группа:
    • восприятие и выполнение действий;
    • игровые задания: «Будь внимателен!» (правильно ли я делаю, что говорю); «Зарядка», «Замри» и др.
  3. Третья группа. Прослушать:
    • и нарисовать рисунок к тексту песни, стихотворения и др.;
    • и разыграть пантомиму (изобразить героев песни, стихотворения, рифмовки;
    • и выбрать из ряда предложенных картинок ту, которая соответствует содержанию текста;
    • и расположить картинки в нужной последовательности;
    • и показать на картинке предметы, игрушки, о которых шла речь в тексте;
    • и изготовить поделку;
    • и ответить на общие вопросы к тексту: Что? Кто? Что делает? (на родном языке или иностранном);
    • начало песни на иностранном языке и придумать конец на родном языке.
Владение говорением

По окончании курса ребенок должен уметь:

  1. Воспроизводить знакомые стихи, песни, песни, рифмовки, игры и т.д.
  2. Устанавливать и поддерживать контакт с партнером по общению:
    • здороваться и отвечать на приветствие;
    • благодарить;
    • представляться и представлять кого-либо;
    • побуждать кого-либо к действию, к игре, и т.п. (Давай что-либо делать!);
    • выражать согласие/несогласие;
    • выражать желание/нежелание что-либо делать.
  3. В условиях диалогического общения отвечать на вопросы:
    • о себе: данные, касающиеся имени, личных характеристик и любимых занятий/действий;
    • о предмете: название, качество, цвет, размер;
    • о герое песни/стихотворения: имя, личные характеристики, любимые занятия/действия.
  4. Делать элементарные сообщения о себе, любимых/понравившихся героях песен, стихов, рифмовок (2-3 фразы).

  1. Первая группа:
    • заучивание стихов, песен, рифмовок, многократное их повторение с разными эмоциональными оттенками, в сопровождении жестов, мимики, движений, танца;
    • инсценирование стихов, песен, сказок.
  2. Вторая группа. Взаимодействие в условиях общениях взрослого и ребенка на занятии и вне его, в процессе организации игр, исполнения песен и стихов:
    • инсценирование или разыгрывание сценок, песен, игровых ситуаций;
    • общение взрослого с детьми и детей друг с другом в реальных ситуациях (приветствие кого-либо, прощание);
    • совместная работа над проектами (инсценировка песен, стихов, рифмовок);
    • общение взрослого с детьми в соответствующих ситуациях;
    • общение детей друг с другом в соответствующих ситуациях.

Интегративный потенциал курса обучения иностранному языку на базе данной программы

Учитывая интегративный характер предмета «Иностранный язык», а также принимая во внимание сложность и комплексность задач, стоящих перед процессом овладения детьми 6-7-летнего возраста иностранным языком, необходимо последовательно учитывать взаимодействие этого предмета с другими видами деятельности, типичными для детей этого возраста. Поэтому в работе над каждой темой предусматриваются следующие аспекты обучения и общения.

В данной программе обращается особое внимание на развитие общих умений и качеств личности ребенка, позволяющих ему осуществлять типичные для него виды практической деятельности, наиболее полно реализуются интегративные моменты в проектной деятельности, где внимание ребенка направляется на достижение практического результата.


Взаимодействие с родителями

Наибольшего успеха в обучении младшего школьника иностранному языку можно добиться тогда, когда родители хотят и могут разделить с ребенком радость открытия для себя нового языка, поэтому обязательно происходит ознакомление родителей с основными дидактическими подходами и они постоянно информируются о продвижении их детей в постижении ими иностранного языка, об их успехах.

Родители информируются о специфических особенностях языковой ситуации в современном обществе и, благодаря данной программе, расширяются контакты ребенка с аутентичной иностранной речью (детские аутентичные песни, видеоклипы, телепередачи; личные контакты с иноязычными сверстниками).

Важно, чтобы родители имели представление о целях обучения иностранному языку в раннем возрасте, о специфики методических подходов к обучению младших школьников (работа со стихами, песнями, рифмовками; отсутствие грамматических правил, отсутствие домашнего задания, отсутствие отметок и многое другое). Концерты, праздники, презентации – это лучший способ информирования родителей об уже достигнутых успехах, и для ознакомления с возможными формами овладения иностранным языком в младшем школьном возрасте.

Примерный учебно-тематический план по предмету «Театр на испанском языке»


п/п
Планирование Количество часов Формы контроля
Общее В том числе
Теория Практика
I четверть
1. Знакомство с испанским языком. Немного из истории испанского языка … 2 2 -
2. Знакомство с алфавитом испанского языка 2 - 2
3. Знакомство с песней «А, В, С…»
Использование ПК
2 2 -
4. Чтение текста песни. Работа над фонетической стороной текста песни.
Использование ПК
2 1 1
5. Чтение текста песни. Работа над лексической стороной текста песни.
Использование ПК
2 1 1
6. Репетиция песни.
Использование ПК
6 - 6
7. Репетиция движений к песне.
Использование ПК
1 - 1
Всего: 17 занятий
II четверть
8. Репетиция движений к песне на основе видеопрезентации.
Использование ПК
3 - 3
9. Изготовление карточек и написание на них букв испанского алфавита. 1 - 1
10. Репетиция песни с карточками и видеопрезентацией.
Использование ПК
1 - 1 Аудирование (Видеопрезентация + карточки)
11. Репетиция-презентация песни с движениями и карточками на сцене. 1 - 1
12. Презентация песни.
Использование ПК
1 - 1 Выступление на концерте
13. Рифмуй, запоминай. Знакомство с рифмовками (Школа, ученик, буквы, урок, карандаш, мел, тряпка) 3 1 2
14. Рифмуй, запоминай. Знакомство с рифмовками (Дни недели) 3 1 2
15. Репетиция-презентация рифмовок с движениями на сцене 1 - 1
Всего: 14 занятий
III четверть
16. Знакомство с песней «Скажи, мне! Что это?»
Использование ПК
2 - 2
17. Чтение текста песни. Работа над фонетической стороной текста песни.
Использование ПК
2 1 1
18. Чтение текста песни. Работа над лексической стороной текста песни.
Использование ПК
2 1 1
19. Репетиция песни.
Использование ПК
3 - 3
20. Репетиция движений к песне.
Использование ПК
4 - 4
21. Репетиция-презентация песни с движениями на сцене.
Использование ПК
2 - 2
22. Презентация песни.
Использование ПК
1 - 1 Выступление на концерте (к 8-му Марта)
23. Рифмуй, запоминай. Знакомство с рифмовками (Дни недели). 2 - 2
24. Репетиция-презентация рифмовок с движениями на сцене. 1 - 1
Всего: 19 занятий
IV четверть
25. Знакомство с песней «Паровозик».
Использование ПК
2 - 2
26. Чтение текста песни. Работа над фонетической стороной текста песни.
Использование ПК
2 1 1
27. Чтение текста песни. Работа над лексической стороной текста песни.
Использование ПК
2 1 1
28. Репетиция песни.
Использование ПК
2 - 2
29. Репетиция движений к песне.
Использование ПК
2 - 2
30. Репетиция-презентация песни с движениями на сцене.
Использование ПК
4 - 4
31. Презентация всех песен.
Использование ПК
1 - 1 Выступление на итоговом концерте
Всего: 15 занятий