ОТЗЫВ

на автореферат диссертации ГУЛЮКИНОЙ ПОЛИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ «Формирование экологически ориентированного опыта младших школьников в процессе обучения иностранному языку», представленной на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


    Поднятая автором исследования проблема обусловлена современной экологической и социокультурной ситуацией, сложившейся в российском обществе и мировом сообществе в целом и тесно связанной с процессами реформирования в области образования, которые могут содействовать, в определенной степени, разрешению этой ситуации. В последнее время произошли существенные изменения в сфере образования, в его взаимоотношениях с культурой. Образование перестало быть сферой, где лишь приспосабливают научные знания к возрастным особенностям обучающихся, а стало важным инструментом успешной жизнедеятельности человека в поликультурном и мультилингвальном сообществе людей.

    П.А.Гулюкина рассматривает в своем исследовании актуальную для современного общества проблему в контексте гуманистической парадигмы, утвердившейся в российской образовательной системе и ставящей в центре педагогических процессов личность обучающегося. Соискатель также опирается на современные задачи образования, указанные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, и раскрывает возможности формирования культуры личности младших школьников в процессе обучения.

    Поскольку языковое образование выступает важным инструментом успешной жизнедеятельности человека в современном мире, то в исследовании П.А.Гулюкина исследует формирование экологической культуры и ее основы в контексте обучения предмету «Иностранный язык» в начальной школе. В современном учебном процессе по овладению иностранным языком младшие школьники не только учатся общаться на языке, усваивая при этом определенную сумму знаний, составляющих культурное наследие народа – носителя языка, но и формируют свой собственный социальный опыт. Полина Александровна выделяет именно социальный опыт как основу экологической культуры, формируемую при обучении младших школьников иностранному языку, и дает определение экологически ориентированного опыта, являющегося, по мнению диссертанта, личностным результатом, достигаемым выпускниками начальной школы.

    В качестве основных подходов автор исследования выбирает деятельностный, Социокультурный и социально-экологический подходы. Такой выбор, может считаться наиболее удачным, поскольку соцоикультурный подход (в языковом образовании) обуславливает не только культуроведческое обогащение обучающихся, необходимое для обучения межкультурному общению, но и гармонизацию отношений между человеком, обществом и природой как проявление социальных идей гражданского мира и согласия. Социально-экологический подход, в свою очередь, предполагает формирование экологической культуры как части социальной культуры, в основе которой лежит опыт. Сочетание социокультурного и социально-экологического подхода и их реализация позволили автору выделить социально-экологическую содержательную линию социокультурного подхода на начальной ступени обучения английскому языку, определить экологический компонент содержания предмета «Иностранный язык», выявить психолого-педагогические условия и создать методическое сопровождение процесса формирования экологически ориентированного опыта при обучении английскому языку младших школьников.

    Автореферат диссертационного исследования Гулюкиной Полины Александровны «Формирование экологически ориентированного опыта младших школьников в процессе обучения иностранному языку» отражает в полной мере проведенное исследование, являющееся завершенным; представляет его результаты и предполагает возможность проведения последующих исследований в области нравственного воспитания и развития детей и достижения ими личностных результатов в процессе обучения предмету «Иностранный язык».

    Автореферат соответствует требованиям, предъявляемым к авторефератам кандидатских диссертаций, а его автор – П.А.Гулюкина – заслуживает присуждения ей искомой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.


Бурзина С. А.