РЕЦЕНЗИЯ

на учебное издание программы по испанскому языку в 10-11 классах для школ с углубленным изучением испанского языка авторов Л.Н.Смирновой, В.В.Сафоновой


Данная программа является продолжением программы по испанскому языку для школ с углубленным изучением испанского языка в 5-9 классах средней школы. В ней сохраняется преемственность целям, заданиям, содержанию, технологиям обучения, положенным в основу предыдущих программ, созданных теми же авторами.

Весь материал программы строго структурирован, четко обозначены цели изучения языков международного общения и основные ступени коммуникативно-речевого развития, социокультурного и языкового развития школьников средствами иностранного языка. В программе выделяются три учебных блока:

Представленная на рецензию программа нацелена на формирование и развитие личности ребенка, способной ориентироваться в современном столь быстро меняющемся и разноликом, но вместе с тем едином мире. Программа полностью отвечает требованиям федерального закона «Об образовании» (Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании»): она обеспечивает адекватный мировому уровень общей и профессиональной культура учащихся; формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Особо хотелось отметить, что программа отвечает поставленной задаче – целостное развитие личности школьника и его готовности к дальнейшему развитию; и намеченной цели – развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

Также, хотелось бы отметить культуроведческую направленность данной программы, которая создает предпосылки для познания лингвистической картины мира, отраженной в сознании носителей языка, через изучение реалий, где наиболее ярко проявляется своеобразие национальной культуры, и которые становятся понятны только при овладении определенными знаниями культурно-исторического плана (фоновыми знаниями).

Приятно отметить, что авторы используют современные технологии обучения ИЯ, обеспечивая тем самым, условия для систематизации имеющихся у учащихся представлений о мировом сообществе, обучают школьников умению социокультурного анализа фактов и явлений культуры стран изучаемого языка.

Наша жизнь предъявляет к выпускникам школ с углубленным изучением языка все более высокие требования в сфере овладения иностранными языками. Работая по предложенной программе, создаются все условия для совершенствования процесса обучения, для развития у учащихся устойчивого интереса и мотивации к процессу обучения, к созданию социокультурной, культуроведческой, языковой и речевой компетенций, для формирования «представлений о диалоге культур как безальтернативной философии жизни в современном мире».

С первых параграфов программа поражает своей четкостью, стройностью, логичностью и воплощением таких принципов, как:

В полученном рецензентом варианте обнаруживается некоторая сложность и перегрузка отдельных тематических блоков, так как в указанных классах (10-11) изучению иностранного языка отводится только 4 часа в неделю. Тем самым, отчасти, нарушается принцип доступности и посильности. Хотелось бы посоветовать авторам, по мере возможности, несколько облегчить тематику и содержание материала для учебного общения.

На заключительный этап процесса обучения иностранным языкам падает огромная нагрузка по систематизации языковых и социокультурных знаний, приобретенных на предыдущих этапах обучения, но и параллельно происходит углубление знаний о лингвостилистической и лингвокультуроведческой вариативности испанской речи, развиваются умения использовать ИЯ как инструмент межкультурного общения. Данная программа отвечает всем требованиям, предъявляемым к третьему этапу обучения ИЯ (10-11 классы), снимает необходимость в дополнительных разработках. Все этапы введения, тренировки и вывода в речь учебного материала соблюдены.

Вся мировая педагогика работает ныне в направлении обучения общению на ИЯ в подлинном смысле этого слова, подразумевая овладение социокультурными знаниями и умениями и формируя культуроведческое пространство обучаемых. Приятно отметить, что все эти компоненты, без которых невозможно сформировать способность к общению на межкультурном уровне и подготовить к диалогу культур, соблюдены и учтены авторами данной программы.

Рецензент предлагает рекомендовать программу по изучению испанского в 10-11 классах языка для школ с углубленным изучением испанского языка авторов Л. Н. Смирновой и В. В. Сафоновой к использованию и присвоить гриф «Допущено Минобразования России».

Бурзина С. А.