Социально-эмоциональное развитие ребенка при раннем обучении испанскому языку и отбор языкового и речевого материала.

Аспирантские чтения. Сборник научных трудов аспирантов и соискателей АПК и ПРО (4-6 апреля 2000 г.). Часть I. Статьи. М. 2000 г. С.83-86.

Автор: Бурзина С.А.,
стажер кафедры иностранных языков и культуроведения АПК и ПРО


В настоящее время сфера образования превратилась в объект переосмысления, модернизации и определенной реконструкции. Среди основных проблем, стоящих в центре внимания образовательной системы, находится проблема реализации личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, что, естественно, поставило в число первостепенных задач процессы социализации ребенка, его социально-эмоциональное развитие и самовыражение.

Младший школьный возраст (6-10 лет) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие так называемого «языкового барьера» способствуют эффективному решению поставленных перед учебным предметом иностранный язык задач.

В процессе овладения учащимися новым средством общения у них формируется представление о языке как о культурном наследии народа. Правильность этого представления во многом зависит от освоения ими социального опыта. Восприятие чужого социального опыта через приобщение к иностранному языку и культуре народа, говорящего на этом языке, во многом зависит от того, как оно будет воспринято ребенком на эмоциональном уровне.

Таким образом, правомерно говорить о социально-эмоциональном развитии ребенка, которое фактически осуществляется постоянно, пронизывая все аспекты детской жизнедеятельности.

Развитие способностей детей к общению на иностранном языке происходит параллельно с решением воспитательных задач:

Среди традиционно выделяемых задач воспитания и развития следует особо выделить социально-эмоциональное развитие, создание эмоционально комфортной атмосферы взаимодействия и обеспечение первоосновы развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Современные подходы к социально-эмоциональному развитию ребенка зиждятся на том, что оно лежит в основе формирования ребенка как личности. Л.С. Выготский писал, что понятие о «Я» формируется из понятия о других. Понятие личности есть, таким образом, «социально отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к другим».

Образование выполняет не только задачу оснащения детей необходимыми знаниями, умениями и навыками для жизни в обществе, оно призвано помочь им в их индивидуальном развитии. Образование, в том числе и языковое, должно быть нацелено на социально-эмоциональное развитие ребенка, на развитие соответствующих отношений с членами общества, в котором он живет, с целью приобретения умений обходиться с собственными чувствами и эмоциями и с чувствами и эмоциями других, а также необходимых социальных навыков, которые сделают возможной игру и работу вместе с другими.

В воспитании и образовании мы стремимся к тому, чтобы дети в своей жизни могли совершать выбор, ответственность за который они способны хорошо осознавать. Этот выбор возникает на основе ориентации на определенные ценности и нормы и оказывает, в нравственном смысле, влияние на качество мыслей, оценок и поступков. Социально-эмоциональное развитие всегда приобретает нравственно-ценностную направленность, так как адекватное поведение и самовыражение ребенка в окружающем обществе всегда связано с развитием чувства личной ответственности за совершаемые поступки и их последствия для окружающих. Это означает, что необходимо создавать условия, позволяющие ребенку совершать выбор, анализировать его мотивы и эффекты в нравственном смысле, связанным с пониманием добра и зла. В условиях педагогических отношений ребенок должен уметь возможность убедиться в том, что преобразование им своих побудительных причин в конкретные поступки будет положительно оценено учителем. А положительный опыт способен усилить его мотивацию к поступкам. Дети узнают, что является «правильным» поведением в определенной ситуации, а также, когда и почему то или иное поведение является правильным.

Ребенок, поступивший в начальную школу, будучи в дошкольном возрасте, уже был подвержен определенному социально-эмоциональному развитию в условиях различной эмоциональной комфортности. Его социально-эмоциональное развитие носило более целенаправленный характер, если он посещал дошкольное учреждение, или являлось менее управляемым и носило более стихийный характер, если ребенок не посещал дошкольное учреждение.

Дошкольный возраст – период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Предназначение дошкольного возраста заключается в становлении базовых характеристик его личности – самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также, социально-психологических особенностей общения с другими людьми в различных ситуациях взаимодействия.

Исследования показывают, что значительное число детей дошкольного возраста обнаруживают трудности в адекватном определении эмоциональных состояний и настроений людей. Это приводит к неправильному толкованию социальных ситуаций, к ошибкам в выборе линии поведения, что, в свою очередь, порождает проблемы во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Поэтому в младшем школьном возрасте первостепенное значение приобретает формирование способностей понимать окружающих людей, т.е. разбираться в их действиях и чувствах, уметь вступать в контакт, сотрудничество, находить взаимопонимание. Это происходит как в процессе обучения родному языку и овладения родной культурой, так и в процессе обучения иностранному языку и приобщения ребенка к культуре народа, изучаемого им иностранного языка.

Перед учебным предметом иностранный язык стоит довольно сложная задача – в процессе раннего обучения иностранному языку не только заложить основы речевого общения на этом языке, но и развивать у детей умения адекватно ориентироваться в социально-эмоциональном плане, выражая свои чувства, оценку по отношению к представителям (сверстникам) общества, к миру с иными культурными и социальными традициями. Такая позиция по отношению к учебному предмету иностранный язык требует соответствующей организации процесса обучения и способствует накоплению социально-эмоционального, социально-ценностного опыта, без которого невозможна дальнейшая социализация личности ребенка.

При раннем обучении иностранному языку в контексте социально-эмоционального развития ребенка при выборе сюжетно-ролевых ситуаций общения следует очень четко производить отбор языковых и речевых средств с учетом особенностей языка как лингвистической системы. Так, решая задачи развития ребенка (что является программным требованием), в частности, в его социально-эмоциональном плане, мы сталкиваемся с трудностью в отборе языковых и речевых средств. Традиционно принято строить овладение грамматической стороной речи при линейной подаче грамматического материала в изучаемом языке. Спецификой испанского языка является то, что выражение социально-эмоциональных и ценностных отношений при речевом общении осуществляется, в большинстве случаев, не с помощью лексических единиц, а с помощью грамматических средств, в частности, посредством употребления форм сослагательного, условного и повелительного наклонений глагола.

Для традиционной методики характерно линейное изучение грамматического материала, что было отражено в действующих программах, согласно которым освоение сослагательного, условного и повелительного наклонений предусматривалось на средней и старшей ступенях обучения. Для реализации изложенных выше задач раннего обучения иностранному языку, связанных с развитием личности ребенка, в практику обучения можно включать освоение некоторых глагольных форм сослагательного наклонения для выражения возможности, желания, сомнения, оценки, запрещения, и др. Однако, не следует забывать, о принципе доступности и посильности при отборе этих форм и организации их усвоения. Включение сюжетно-ролевых ситуаций в обучение испанскому языку мотивирует употребление детьми данных форм в процессе их общения и обеспечивает непроизвольное их усвоение. К числу таких форм, усвоенных уже на раннем уровне обучения, относятся, например:

Большинство ситуаций общения на начальной стадии детерминирует употребление этих форм.

  1. Ты в гостях у друга:
    • поздравь его и вырази свои пожелания (здоровья, счастья, и др.):
      ¡Qué seas feliz!, ¡Qué seas sano!
  2. Вы готовитесь поздравить свою учительницу с 8 марта:
    • вырази по-испански, что бы ты хотел подарить:
      Quisiera regalarle a Usted estas flores.
      Me gustaría regalarle a Usted esta tarta.
    • выскажи свои пожелания при поздравлении: ¡Qué sea Usted feliz!, ¡Qué sea Usted tan alegre y bonita!
  3. Ты и твой друг часто смотрите мультфильмы, телесериалы, фильмы:
    • ты не смог посмотреть этот фильм, вырази свое желание увидеть его:
      Me gustaría ver esta película. Quisiera ver esta película.
    • ты пропустил этот фильм, вырази свое пожелание узнать его содержание:
      Me gustaría saber el contenido de esta película.
      Quisiera saber el contenido de esta película.

Такие ситуации учебного общения и использования перечисленных форм приближает его к естественной форме общения. Учебное взаимодействие и сотрудничество между детьми на уроках испанского языка требует употребления ими форм Imperativo (dime, cuéntame, habla, etc.). Взаимодействие со взрослыми (учителями) требует употребления детьми форм Imperativo или Potencial Simple, что тоже усваивается на лексическом уровне (dígame, enséñeme, entrégueme, etc.).

Благодаря такому построению обучения дети имеют возможность реализовать свои коммуникативные намерения, установить контакт с партнерами разного возраста и адекватно взаимодействовать на социально-эмоциональном уровне.