Международные культурно-образовательные обмены учащимися как одна из форм организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с ФГОС нового поколения.

Пути реализации современных требований к процессу обучения иностранному языку в общеобразовательных учреждениях.

Материалы международной научно-практической конференции «Реализация требований ФГОС в системе непрерывного иноязычного образования». Москва, 2-3 февраля 2012 г. Книга 1. - М.: АПКиППРО, 2012г. С. 43-45.

Автор: Бурзина С.А.,
к.п.н.
Москва, Россия


Современная школа призвана не только развивать качественные предметные компетенции обучающихся, но и создавать условия для успешной социализации школьников в процессе воспитательной деятельности, что соответствует требованиям ФГОС (2010). В ФГОС дано определение понятию «внеурочная деятельность». «Внеурочная образовательная деятельность - деятельность в рамках образовательного процесса, направлена на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности». Таким образом, внеучебная деятельность ребенка  теснейшим образом связана с образовательной деятельностью, является необходимым компонентом процесса получения образования, является неотъемлемой частью образовательного процесса, помогает решать задачи образования и социализации школьников (Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.Просвещение 2010. Стандарты второго поколения. ).

Внеурочная деятельность реализуется в различных формах, отличных от урочной системы. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, «круглых столов», конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. При организации внеурочной деятельности учитывается желание и потребности ребенка, запросы родителей, совпадающие, во многом, с интересами образовательного учреждения и общества.

Международные культурно-образовательные обмены школьников – одна из форм организации внеурочной деятельности учащихся, обеспечивающая знакомство ребенка с системой образования, культурными особенностями и ценностными ориентациями иного общества, поскольку школьникам предоставляется возможность проходить обучение в государственных школах и проживать в “обычных” семьях. В процессе обучения иностранному языку школьник развивает в себе способность адаптироваться к другим социально-культурным условиям, а, будучи в другой стране он напрямую сталкивается с условиями и правилами жизни в иноязычной семье и в обучении в зарубежной школе.

Идея международных обменов детьми родилась в США. Автор идеи - Американская полевая служба (American Field Service. AFS), добровольческая организация, во время Первой и Второй мировых войн спасавшая на полях сражений раненых, причем не только своих, но и вражеских. В 1947 году AFS впервые пригласила 51 школьника из 10 разных стран (среди которых были и Германия с Японией, совсем недавние враги!) на год в США. Вслед за AFS были созданы еще десятки некоммерческих неправительственных фондов, профессионально занимающихся международными школьными обменами. Их основатели - известные люди и даже президенты: Рональд Рейган (AISE, Американский фонд международных студенческих обменов), Роберт Кеннеди (AIFS, Американский институт международных исследований).

Все существующие программы обмена рассчитаны на старшеклассников – учащихся 8-10, иногда – 9-11 классов. Можно ориентироваться на возрастные рамки: зарубежные страны ждут школьников, которым на момент регистрации в программе 15-18,5 лет. Обязательными условиями являются знание языка той страны, в которую школьник желает попасть и хорошая успеваемость в школе. В числе условий некоторых программ часто значатся и такие трудноизмеримые качества, как способность адаптироваться и открытость к другим культурам.

Решение отправить ребенка в чужую страну на длительное время за непонятными перспективами – авантюра, которая вдохновляет далеко не каждого из родителей. Даже если речь идет о вполне самостоятельном старшекласснике и реальной возможности пребывания в замечательной цивилизованной стране, решиться на такой отчаянный и дорогой шаг очень непросто. Однако некоторые родители расценивают это мероприятие как уникальную возможность расширить познания и кругозор ребенка, и они, безусловно, правы.

Находясь в стране изучаемого языка, школьник значительно углубит свои языковые познания, лучше освоит язык, произойдут преобразования на ментальном и социальном уровне: ребенок научится понимать другую культуру, станет более взрослым и самостоятельным, обзаведется новыми знакомствами и приобретет способность адаптации к иным духовно-нравственным ценностям и  культурным традициям. А положительный, либо отрицательный опыт приобретения школьником социальных знаний о стране изучаемого языка (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в иноязычном обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни разовьют и сформируют опыт самостоятельного общественного взаимодействия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы,  родной семьи и страны, где не обязательно будет положительный настрой.

Для предотвращения «культурного шока» (Сафонова В.В.) при контакте с представителями иной культуры в естественной среде общения у ребенка должны быть сформированы навыки критического восприятия проявлений окружающей действительности в различных формах. Овладение иностранным языком как средством межкультурного общения напрямую сопряжено с формированием готовности ученика воспринимать проявления иной культуры. Поэтому участие в обмене детей 15-18,5 лет вполне оправдано.

Очень серьезным испытанием для участников обмена становится иностранная школа, очень мало похожая на российскую. В России дети от 6 до 17 лет ходят в одну и ту же школу, а во многих европейских странах и в  США - в разные: сначала в младшую, потом в среднюю, потом в старшую, куда, собственно, и попадают школьные иностранцы, приехавшие по обмену.

Международные культурно-образовательные обмены школьников включают обучающихся в новую, увлекательную, разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, формируют и воспитывают чувства гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; социальную активность; представления о нравственности, базовых ценностях, содействуют приобретению опыта в межличностном взаимодействии с иноязычными сверстниками и взрослыми как представителями иного социума в соответствии с нормами, принятыми в странах; расширяют кругозор; приобщают к восприятию системы культурных ценностей страны изучаемого языка. Обмены школьниками развивают не только коммуникативную компетенцию, но и формируют такие социально значимые умения как проектирование собственной деятельности; самоорганизация своей познавательной деятельности, ответственность и самостоятельность в принятии решений и выборе своего поведения.