Формы организации внеурочной деятельности по иностранному языку

Бурзина С.А.,
к.п.н., учитель ГБОУ СОШ №110 г.Москвы


Проблема взаимосвязи и интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой, касающейся целостности учебно-воспитательного процесса. Общеизвестно, что концептуальные основы целостности учебно-воспитательного процесса были заложены представителями отечественной педагогики А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т.Шацким; которые в последующие годы интенсивно развивались в исследованиях Ю.К. Бабанского, Л.Ю. Гордина, B.C. Ильина, В.В. Краевского, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева и др.

Традиционно систему занятий после уроков называют внеурочной деятельностью, которой принадлежит немаловажная роль в организации и реализации учебно-воспитательного процесса и которая таит в себе огромные перспективы личностного социально-значимого развития школьников, включая развитие творческих способностей. Это касается практически всех учебных предметов, в том числе, учебного предмета «Иностранный язык» (ИЯ).

Внеурочная деятельность является важным дополнением к урочным занятиям и обладает эффективными формами воспитания и развития обучающихся, что и является её основной целью, при этом осуществление внеурочной деятельности по ИЯ содействует улучшению качества владения обучающимся содержанием предмета ИЯ, повышает уровень владения ИЯ как средством общения и познания.

Внеурочная деятельность по иностранному языку (ИЯ) позволяет широко использовать нетрадиционные формы взаимодействия как между учителем и обучающимися, так и между самими школьниками, то есть такие формы, которые организуются и проводятся по специально разработанным планам и предусматривают как участие всех обучающихся группы в решении заданных проблем, так и участие каждого отдельного ученика (И.В.Лапина).

Положительными чертами внеурочной деятельности по ИЯ является возможность её осуществления на всех ступенях школьного образования, а также усиление мотивации и интереса школьников к овладению иностранным языком как средством межкультурного общения и средством познания. А это, в свою очередь, требует усиления коммуникативной направленности процесса овладения иностранным языком в рамках урочной деятельности и вовлечения детей в различные формы сотрудничества и взаимодействия, что сопряжено с расширением их кругозора, формированием наблюдательности и развитием смекалки.

Мероприятия, формы и направленность внеурочной деятельности часто позволяют решать те педагогические, социальные и психологические задачи, решению которых не всегда удаётся уделить должное внимание на уроках иностранного языка.

Педагогическая целесообразность внеурочной деятельности по иностранному языку обусловлена необходимостью разрешения реальных трудностей, имеющихся в теории и практике преподавания иностранных языков и в воспитании и развитии обучающихся средствами этого учебного предмета в «новых социокультурных условиях», а также овладением ИЯ в отсутствии естественной среды общения на изучаемом языке. Практика показывает, что внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта деятельность, углубляя процесс овладения ИЯ, способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса в единстве с обязательным курсом, и создает условия для более полного достижения предметных, метапредметных и личностных результатов (ФГОС).

Немаловажное значение имеет тот факт, что внеурочная деятельность способствует разумной организации досуга школьников разного возраста, их «досуговому общению», направляя при этом интеллектуальную и эмоциональную энергию школьников в нужное русло, приносящее пользу не только им самим, но и обществу. Правильная организация досугового общения способствует «…формированию позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом» (8). Значим тот факт, что школьники во внеурочной деятельности, как и в урочной являются ее субъектами. Желания и интересы школьников являются определяющими при выборе форм и содержания внеурочной деятельности. Однако программа внеурочной деятельности школьников, бесспорно, должна строиться с учетом таких основополагающих педагогических принципов современной антропоцентрической образовательной парадигмы как принцип природосообразности и культуросообразности (Д.В. Григорьев, П.В.Степанов). А это, в свою очередь, предполагает учет психологических, возрастных, личностных качеств учащихся, поэтому невозможно найти некую «единую» форму внеурочной деятельности, которая была бы абсолютно приемлема для обучающихся разного возраста и ступеней обучения. Следовательно, формы внеурочной деятельности, её организация и содержание должны быть многообразны и ориентированы на личность школьника, как например, некоторые формы организации внеурочных мероприятий, которые проводятся в ГБОУ СОШ №110 г. Москвы с углубленным изучением испанского языка им. Мигеля Эрнандеса.

Среди задач, поставленных перед школьным образованием, - задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учеников каждой ступени общего образования, позволяющие осуществлять подготовку образованной, воспитанной и развитой личности, (см. Портрет выпускника ФГОС , 2010) способной мыслить общечеловеческими категориями, полноценно наследовать опыт мировых цивилизаций и готовой к самообразованию и саморазвитию.

Решению этих задач содействует система внеурочной деятельности по иностранным языкам, которая обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся.

Одним из ведущих звеньев во внеурочной деятельности по ИЯ обучающихся школы № 110 являются занятия кружка страноведения. Хотя кружковые занятия по своему содержанию и структуре в определённой степени близки к занятиям по испанскому языку, нежели все остальные виды внеурочной работы по предмету, но они не дублируют их. Можно сказать, что они исполняют роль промежуточного звена между урочной и внеурочной деятельностью школьников. Основным материалом служит курс “Социокультурный портрет испаноговорящих стран” (Э.И.Соловцова, С.А.Бурзина), который может быть использован для расширения социокультурной осведомлённости обучающихся об Испании и некоторых испаноязычных странах на разных ступенях общего образования, способствуя при этом совершенствованию владения испанским языком как средством межкультурного общения и познания. Содержание курса позволяет установить межпредметные связи испанского языка как учебного предмета с другими предметами, такими, как история, география, биология, обществознание, литература; и решать ряд воспитательных и развивающих задач, связанных с мировоззрением обучающихся и их становлением в духовно – нравственном смысле. Кроме того, школьники имеют возможность реализовать себя в осуществлении различных форм познавательной творческой деятельности во внеурочном времени.

Предметное содержание курса и предлагаемые в нём виды деятельности позволяют развивать школьников в эмоциональном и эстетическом планах.

Воспринимая новую информацию, содержащуюся в названном курсе на занятиях кружка, школьники имеют возможность размышлять по поводу воспринятой информации выражать в устной форме собственные суждения в отношении полученной информации, оценивать её.

В рамки работы кружка «Страноведение» включаются так называемые «видеозанятия», которые являются значимым компонентом содержания внеурочной работы не только по испанскому, но и по английскому языку, изучаемому в школе в качестве второго ИЯ. Использование видеофильмов способствует приобщению школьников к различным проявлениям культуры носителей изучаемого ими ИЯ, формированию социального опыта школьников, повышают мотивацию и интерес к изучению ИЯ, позволяют задействовать основные каналы восприятии информации: слуховые, зрительные, моторные, что положительно влияет на прочность усвоения страноведческого и языкового материала.

В видеотеке школы имеются видеофильмы разного типа: учебные, познавательные, художественные, мультфильмы, с титрами и без, что позволяет учителю использовать их с учётом уровня владения ИЯ в соотнесении с характером поставленных задач.

Неотъемлемой частью внеурочной работы по испанскому и английскому языкам в школе является «Неделя иностранного языка». Её проведение предоставляет школьникам возможность участвовать в разнообразных внеклассных мероприятиях, цель которых не только формировать познавательные интересы учащихся, развивая их креативные качества, но и продемонстрировать уровень владения ИЯ как средством межкультурного общения, что имеет для школьников особое значение в условиях овладения ИЯ при отсутствии ситуаций естественного общения с его носителями. Такие формы организации внеурочной деятельности школьников во время «Недели иностранного языка» как концерт, включающий декламацию испанской поэзии, песни, танцы, инсценировки т.п., вечера общения в комфортной для школьников разных возрастов обстановке, театрализованные представления, экскурсионные обозрения, виртуальные путешествия, телемосты с Испанией и испаноговорящими странами создают возможность вовлечь в такие виды деятельности детей разных возрастов и различного уровня владения иностранным/ми языком/языками. Не менее значимая, и такая форма внеурочной деятельности как организация мероприятий к знаменательным датам (например: Концерт-презентация ко Дню испанской нации (12 октября), литературная гостиная к 23 апреля – Международному Дню книги (День памяти Мигеля де Сервантеса Сааведра и Уильяма Шекспира, и т.д.), которая включает в себя, помимо уже названных видов деятельности, осуществляемых в период проведения «Недели иностранного языка», инсценировку сказок «силами» кукольного театра, и школьниками-участниками драматического кружка, при этом инсценирование сказки может осуществляться в виде балета, пантомимы и в других формах. Костюмы для театральных постановок изготавливаются детьми самостоятельно с помощью учителей и родителей. Большой эмоциональный отклик вызывается не только демонстрацией мероприятий, но и подготовкой к ним. Участие школьников в конкурсах, викторинах, выставках, развлекательных и спортивных мероприятиях, ритмических занятиях также является очень важной и любимой школьниками формой проведения досуга во внеурочное время.

Ежегодным мероприятием стало возложение цветов к памятнику Мигеля де Сервантеса Сааведра в парке Дружбы (станция метро «Речной вокзал»). В этот день ребята размышляют о превратностях судьбы великого писателя и поэта, вспоминают эпизоды из его жизни, цитируют строки из его произведений, посещают библиотеку Института Сервантеса в Москве, где в этот день проходят экскурсии, экспозиции и выставки молодых испанских и латиноамериканских авторов, где на память ребятам дарят книгу и розу.

Различного рода олимпиады и научно-практические конференции школьников аккумулируют в себе результаты урочной, внеурочной деятельности и внешкольную деятельность. Они требуют от их участников не только соответствующего уровня владения ИЯ, но и привлечения знаний из других областей, таких как история, обществознание, МХК, литература, риторика, и т.д., что связано с определённой поисковой деятельностью школьников и развитием умений в области исследовательской деятельности. Именно такая деятельность, сопровождающаяся поиском информации и имеющая часто в качестве результата создание различного рода проектов, широко используется во внеурочной деятельности обучающихся по предмету «Иностранный язык», отражая взаимодействие между урочной и внеурочной деятельностью школьников.

Учителями и администрацией школы такого рода деятельность рассматривается как существенный компонент учебно-воспитательного процесса, способствующий активизации творческой, исследовательской и познавательной деятельности школьников, а у школьников она пользуется большой популярностью независимо от ступени общего образования. Исследовательская деятельность – это особый, отличный от других вид внеурочной деятельности, презентация и защита её результатов активизируют деятельность обучающихся в не меньшей степени, чем процесс поиска необходимой информации, её анализ и обобщение. Презентации сопровождаемые комментарием на ИЯ проводятся в различных формах: широко используются школьниками различные технические средства – кодоскопы, слайдпроекторы, видеопроекторы, электронная доска, компьютерные презентации в программе PowerPoint.

Экскурсионно-прогулочная деятельность как вид внешкольной деятельности по предмету «Иностранный язык» включает в себя мероприятия, направленные, в основном на воспитание школьников (патриотическое, духовное, эстетическое). Экскурсия как форма непосредственного общения во внеурочное время позволяет взаимодействовать всем участникам этого мероприятия в контексте совместной познавательной деятельности. Являясь специфической формой общения, которое можно характеризовать как духовно-информационный тип общения экскурсия предоставляет школьникам возможность получить значительный объем информации и активизирует, при этом, способы их мыслительной деятельности. В процессе общения в ходе экскурсии достигаются эмоциональное взаимопонимание, участников экскурсии, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

Экскурсионно-прогулочная внешкольная деятельность учащихся ГБОУ СОШ №110 г.Москвы с углубленным изучением испанского языка им. Мигеля Эрнандеса позволяет обогатить и конкретизировать уже имеющиеся знания, касающиеся как родной культуры, так и культуры страны изучаемого языка. Такой вид внеурочной деятельности расширяет и углубляет культуроведческую осведомленность, содействуя формированию социального опыта средствами ИЯ, что является одной из задач иноязычного образования согласно ФГОС, развивая ценностно-смысловую сферу личности школьника на основе общечеловеческих ценностей, нравственности; формирует восприятие мира как единого и целостного при разно¬образии языков, культур, национальностей, религий; уважение культуры и своеобразия каждого народа; чувство прекрасного, эстетические чувства благодаря знакомству с мировой, европейской и отечественной культурой.

Международные культурно-образовательные обмены школьниками – одна из форм организации внешкольной деятельности обучающихся, обеспечивающая их знакомство с различными сферами жизни и деятельности носителей изучаемого, испанского языка, своих сверстников, в том числе с системой образования. Школьники имеют возможность обучаться в государственных школах и проживать в “обычных” семьях. Находясь в другой стране, школьники развивают в себе способность адаптироваться к другим социально-культурным условиям, и толерантно воспринимать их, поскольку они проживают в иноязычной семье и обучаются некоторое время в зарубежной школе. Учащиеся школы им. Мигеля Эрнандеса регулярно имеют возможность участвовать в международных культурно-образовательные обменах со школьниками средних школ городов Аликанте и Салоу.

Таким образом, мероприятия внеурочной и внешкольной деятельности, проводимые в ГБОУ СОШ № 110 г. Москвы с углубленным изучением испанского языка им. Мигеля Эрнандеса, свидетельствуют о том, что они являются существенным компонентом в достижении целей образовательного процесса, оказывают большое влияние на становление личностных качеств обучающихся, содействуют их социализации, формированию правильного мировоззрения в современном поликультурном мире.

Использованная литература:
  1. Внеурочные формы обучения: проблемы и перспективы развития. http://wiki.iteach.ru
  2. Л.Г.Маркович, Г.В.Пальчик, А.И.Слободянюк. Внеурочное обучение физики. http://alsak.ru
  3. 3.М.А.Черных. Некоторые подходы к моделированию внеурочной деятельности при обучении английскому языку. http://festival.1september.ru
  4. В.А Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.Просвещение 2010. Стандарты второго поколения.
  5. В.И. Казаренков. Основы педагогики: Интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. Учебное пособие. – М.Логос, 2003 г.
  6. И.В.Лапина «Нетрадиционные формы урока как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку». Материалы международной научно-практической конференции «Реализация требований ФГОС в системе непрерывного иноязычного образования» Москва, 2-3 февраля 2012 г.
  7. Э.И.Соловцова, С.А.Бурзина Социокультурный портрет Испании и испаноговорящих стран. Методическое пособие. М. АПК и ППРО, 2008.
  8. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов «Программа внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение» М.: «Просвещение» 2011 г. С.68.