Обучение иностранному языку на основе межкультурной коммуникации как путь к культуре мира

Бурзина С.А.,
аспирант кафедры иностранных языков и культуроведения АПК и ПРО


Для настоящего времени, т. е. периода развития, в котором находится наше общество, характерны повышенный интерес к изучению культур разных народов, к проблемам диалога культур и условиям, делающим возможным этот диалог, включение культурологии в учебный план подготовки специалистов по всем гуманитарным направлениям и даже в программы средней школы.

Образование как процесс есть передача культуры, направленная на преобразование человека. Образование как продукт — это то, что приобрел, присвоил человек в результате познания, развития, воспитания и учения. Целью образования является созидание человека как индивидуальности: развитие его духовных сил, способностей, повышение потребностей, воспитание морально ответственным и социально адаптированным человеком. Содержанием образования является культура как органическая часть цивилизации, система духовных ценностей, воплощенных или не воплощенных материально, накопленных обществом во всех сферах от быта до философии. «Эти ценности характеризуют данное общество, определяют его упорядоченность и управляемость, передачу накопленной прогрессивной информации и является основой духовной свободы и развития творческих сил и способностей человека» (Е.И.Пассов. Культуросообразная модель профессиональной подготовки учителя: философия, содержание, реализация. Материалы к докладу. - М. 29 ноября 2001 г.).

Следует особо отметить, что правильно организованное образование позволяет каждому человеку выявить огромный потенциал собственных творческих способностей, учиться на протяжении всей жизни.

Для того, чтобы человек принадлежал огромному современному пространству цивилизаций и культур и не потерял свою индивидуальность, сохранил личность, наиважнейшее значение приобретают следующие функции образования:

Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру. Культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов. «Культура — это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других» (В.В.Сафонова. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций).

В настоящее время, в сложившейся ситуации осознания людьми не только принадлежности к своей стране, к определенной цивилизации, но и к общепланетарному культурному сообществу, особое значение приобретает две последние функции образования, из названных выше.

Стремительный переход к открытому обществу, новые экономические и социальные ситуации обусловили возрастающую потребность в специалистах, владеющих иностранными языками, готовых к международному сотрудничеству и способных вступать в межкультурную коммуникацию.

При данном подходе иностранный язык рассматривается, прежде всего, как действенное средство образования, воспитания и развития личности обучающегося.

Содержание иноязычного образования с позиции современности значительно шире, чем его традиционное рассмотрение, его функции в жизни общества гораздо богаче и важнее. Актуальным в обучении иностранным языкам становится тот фактор, что народ, язык которого изучается, является носителем самобытной культуры, и поэтому обучение иностранным языкам не может происходить вне обучения этой культуре.

Использование иностранных языков в качестве реального средства общения возможно лишь при условии владения обширными фоновыми знаниями культуры носителей изучаемого языка.

Овладение новым средством общения, с одной стороны, т овладение культурой страны, язык которой изучается, с другой стороны, создают благоприятные условия для формирования коммуникативной культуры, для социокультурного развития, для развития интеллектуальных и творческих способностей вообще и обеспечивают межкультурную коммуникацию.

«Каждый урок иностранного языка — это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире» (С.Г.Тер-Минасова. Язык и межкультурная коммуникация. М.:Слово, 2000. - С.25).

Овладение иностранным языком в единстве с иноязычной культурой не только способствует формированию уважения к другим культурам и народам, но и побуждает к осознанию собственной национальной культуры, к более глубокому ее осмыслению, т. е. создает благоприятные условия для ранней коммуникативно-педагогической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры. Иностранный язык нацеливает учащихся на поиск универсалий, т. е. того, что является универсальным в разных культурах.

«Образовательная область иностранный язык предусматривает культуроведческое обогащение и формирование широкого поля их социокультурной осведомленности на каждом из этапов обучения иностранным языкам, именно эта область может внести огромный вклад в формирование толерантного сознания и способствовать переходу к диалогу как доминирующей форме коммуникации между поколениями и субкультурами» (Э.И.Соловцова. Образовательная область иностранный язык и ее актуальные проблемы. Тезисы докладов к конференции. М., ноябрь 2001. С.11.).

Следует отметить, что именно обучение иностранным языкам, носящее социокультурный характер, способно оказать влияние на процессы воспитания, на формирование человека и гражданина как члена современного общества, на интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Время выдвигает все более высокие требования к современному образованию. «Именно качество образования является в современном мире показателем уровня жизни населения, позволяющим человеку либо быть открытым миру, проявлять живой интерес к судьбам других людей и народов, сокровищам мировой культуры, либо, наоборот, вести, уязвленное, изолированное, ограниченное существование «среднего человека», находящегося на уровне потребителя продуктов цивилизации, но не создателя, не творца» ( из доклада Л.П. Кезиной, председателя Московского комитета образования. «Культура мира и ненасилия». Московское бюро ЮНЕСКО. Фонд «Социальная экология». - М.: «Листя», 2000. - С.29.

Коммуникативно-ориентированная методика обучения иностранным языкам и лингводидактика подошли к пониманию огромной важности не просто приобщения учащихся к культуре народа изучаемого языка и их коммуникативно-речевого развития, а возможности и значимости социокультурного развития личности школьника в процессе обучения иностранным языкам. Осознание значимости изучения и преподавания иностранного языка объясняет необходимость включения учебной дисциплины — иностранный язык — в программу обучения в начальной школе.

Научно-технический прогресс открывает все новые возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации. Изучая и постигая культурное наследие всего мирового сообщества, мы движемся к созданию общества, которое зиждится на принципах взаимного уважения, мы пытаемся положить крнец действиям, основанным на насилии и войне через приобщение к мировому культурному наследию, к культуре мира и ненасилия.

Необходимость строительства культуры мира очевидна. Ряд программ и акций, организованных ООН и ЮНЕСКО, исходит из того, что формирование нового отношения к понятиям «насилие», «толерантность», «права человека», «демократия» должно идти одновременно во всех сферах человеческой деятельности, во всех возрастных категориях и всеми приемлемыми и доступными средствами.

Сохранение традиций воспитания учащихся в духе дружбы, сотрудничества и культурного взаимообогащения находят свое место, понимание. Роль образования как реального средства утверждения культуры мира, терпимости, ненасилия и диалога в настоящее время очень важна.

Культура мира (culture de la paix) в русском языке для многих еще тесно ассоциируется с понятием мировой культуры (culture du monde, cultura mundial, the culture of the world), а, следовательно, с ролью и местом в ней России, ее культурных достижений.

«Культура мира — это совокупный образ такого общежития государств и народов, различных социальных институтов и отдельных людей, когда войны и насилие, сопровождавшие человечество всю его историю, постепенно уйдут из жизни» (из выступления Л.И. Швецовой, первого заместителя Премьера Правительства Москвы. «Москва на пути к культуре мира». Центр «Этносфера». - М., 2000. - С.5).

* * *

Взаимопонимание народов, утверждение демократических принципов и уважение достоинства человеческой деятельности — все это представляет собой ценности, благодаря которым возможно укоренить в сознании людей идею защиты мира, являющуюся, в конечном счете, основой подлинной «культуры мира».

Таким образом, приобщение к культуре народов, носителей различных языков, формирует положительное отношение, уважение, толерантное сознание и является одним из путей создания мирового сообщества, основанного на взаимоуважении, взаимопонимании и культуре ненасилия.