Современный подход к отбору материала для культуроведческого обогащения в процессе обучения ИЯ в начальной школе

Бурзина С.А.,
аспирант кафедры иностранных языков и культуроведения АПК и ПРО


Еще в начале 90-х годов прошлого века начался процесс обновления содержания начального образования, в том числе и языкового, который становится ориентированным на становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей.

В настоящий момент в российской образовательной системе действуют: традиционная, развивающая система, разработанная Л.В.Занковым, развивающая система Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова и увереннозавоевывающая позиции в последнее время модель начального образования, разработанная в конце 90-х годов авторским коллективом Школа 2000 под руководством А.А.Леонтьева.

Данный подход отвечает позициям развивающего обучения, но в тоже время «охватывает все аспекты деятельности обучения и деятельности учения, делая основной акцент на обеспечение самостоятельности и творческой ориентации ученика в процессе учения».

Непосредственной основой развития младших школьников в процессе обучения является их учебная деятельность. Отсюда правомерно подходить к учебной деятельности как к особой форме активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения (Е.Б.Горлова. Базовая гуманитарная культура личности как фактор социализации младших школьников. Ставрополь, 2000. - С.104).

Бесспорно, что начальное образование — это фундамент всего дальнейшего общего и любого специального образования, его содержание, методы и формы его реализации во многом определяют судьбу человека, влияя на становление его личности в первых шагов пребывания в школе. Поэтому важно понять, что именно в развивающем обучении заложен огромный образовательно-воспитательный потенциал, целью которого является формирование социально активной, развитой личности.

В условиях развивающего обучения культуроведческое обучение может быть осуществлено более эффективно и плавно, поскольку концепция развивающего обучения лежит в основе личностно-ориентированного подхода к содержанию образования в целом.

Учебный план и программы по ИЯ обеспечивают приобщение младших школьников к общекультурным и национально значимым ценностям, тем самым, закладывая основу и способствуя реализации задач культуроведческого обогащения в процессе обучения ИЯ.

Одним из факторов, затрудняющих процесс формирования целостной картины мира у учащихся, как одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является многопредметность.

Безусловно, нельзя вести речь о процессе культуроведческого обогащения, не определив роль культуроведения в процессе обучения ИЯ, его содержание, способы и приемы его реализации.

Включение предмета «Иностранный язык» в число обязательных предметов начальной школы в свете современных задач, стоящих перед образованием, в том числе и языковым, приобретает особую значимость. Благодаря обучению ИЯ осуществляется приобщение детей младшего школьного возраста к миру зарубежных сверстников, говорящих на изучаемом языке, которое происходит во время знакомства с доступными образцами художественной литературы, с зарубежными песнями, сказочным фольклором, детскими играми, как проявлением национальной культуры, и что не мало важно, происходит формирование социального опыта страны, языком которой начали овладевать дети.

Обучение ИЯ на культуроведческой основе не только готовит их к жизни в поликультурном мире и формирует их отношение к иным культурным ценностям, но и расширяет видение детьми картины мира, сформированное на базе родного языка. Культуроведческий же подход в обучении ИЯ готовит их к общению на изучаемом ИЯ, обогащает их знания о языке, культуре, обычаях народа и реалиях страны изучаемого иностранного языка. Ребенок, приобщаясь к другой культуре, становится благодаря этому открытым для восприятия других культур, что, безусловно, поможет ему познавать окружающий мир во всем его многообразии и понимать его.

Содержание культуроведческого обогащения детей в процессе обучения ИЯ — сложная и в методическом и в дидактическом планах проблема, решение которой связано с решением ряда задач, относящихся к отбору предметного содержания, к использованию педагогических технологий, позволяющих создавать оптимальную дидактическую среду для освоения детьми культуроведческого содержания и для их развития. Одна из задач первостепенной важности связана с отбором содержания. Любой отбор — это ограничение объема. Отбор знаний, связанных с культурой страны изучаемого языка, требует решения вопроса о единице отбора. «Минимальной единицей отбора на лексическом уровне является слово. Что касается фоновых знаний, то можно предположить, что их объем по каждой теме должен определяться совокупностью единиц страноведческой информации» (З.Н.Никитенко, О.М.Осиянова. О содержании национально-культурного компонента в обучении английскому языку младших школьников. // ИЯШ. 1993. - №5. - С.4).

Поскольку речь шла об отборе страноведческой информации, то названные выше авторы принимают за единицу страноведческой информации минимум информации, необходимой для ознакомления с важными сторонами действительности страны изучаемого языка (ibidem, З.Н.Никитенко, О.М.Осиянова).

В последнее время в содержании обучения ИЯ в качестве существенного компонента стали выделять национально-культурный компонент.

Видится целесообразным изучение существующих критериев отбора лексического материала с национально-культурным компонентом в обучении ИЯ, для более четкого понимания и характеристики бикультурного пространства, возникающего при культуроведческом обогащении учащихся в процессе обучения ИЯ в рамках соизучения двух языков и культур.

Исходными при отборе содержания национально-культурного компонента являются методические критерии, благодаря чему происходит выделение того, что имеет педагогическую ценность и содействует обучению общению на ИЯ и приобщению к культуре страны изучаемого языка.

В начале 90-х годов в педагогической литературе были опубликованы критерии отбора содержания с национально-культурным компонентом для обучения ИЯ, авторами которых являются З.Н.Никитенко и О.М.Осиянова. По их мнению, особое значение при отборе материала будет иметь критерий культурологической и страноведческой ценности. Также ими были выделены и другие критерии, такие как:
Критерий типичности;
Критерий современности и общеизвестности в среде носителя языка;
Критерий ориентации на современную действительность;
Критерий дифференциации с родной культурой;
Критерии учета адресата отбора;
Критерий «возрастной» экзотичности (привлекательности);
Тематический критерий;
Критерий функциональности.

Существуют и другие формулировки критериев отбора материала для культуроведческого обогащения средствами иностранного языка.

Например, Е.Б.Горлова в своей диссертационной работе, рассматривая условия формирования базовой гуманитарной культуры учащихся, особо выделяет важность следующих компонентов при отборе материала:
Коммуникативный компонент,
Познавательный (гносеологический) компонент,
Творческий характер деятельности.

Важно отметить, что не всегда, для создания программы культуроведческого обогащения средствами ИЯ, используются критерии отбора материала. Иногда, в расчет принимается анализ особенностей восприятия культуры при изучении ИЯ, как основы для социокультурного поведения в условиях инокультурного и межкультурного общения (О.С.Пустовалова).

Выше названный автор считает, что при поиске решений культуроведческого обогащения на занятиях по ИЯ важно учитывать следующие объекты восприятия:

Наличие различных критериев отбора материала для культуроведческого обогащения в процессе обучения ИЯ в начальной школе объясняется стремлением достичь большей эффективности обучения и различной культурологической ценностью отбираемых языковых единиц. Важность этой проблемы ставит ее в разряд основных условий, реализация которых необходима для успешного осуществления процесса приобщения младших школьников к культуре страны, язык которой они изучают и общечеловеческим ценностям; для участия в иноязычном диалоге культур.