Формирование базовой гуманитарной культуры и культуроведческое обогащение младших школьников в процессе обучения иностранным языкам

Бурзина С.А.


Изменения современной экономической и социокультурной ситуации в российском обществе сопровождается очень значительными процессами реформирования в области образования. Связи между образованием, наукой и культурой изменились и обрели другую форму, в силу чего образование перестало быть сферой, где лишь приспосабливают научные знания к возрастным способностям обучаемых.

Во многих исследованиях отмечается недостаточная изученность проблемы социокультурной адаптации школьников к новым для них реалиям жизни и культурным ценностям в процессе воспитания и обучения.

Социально-экономическая и политическая нестабильность современного этапа развития нашего общества отражается на развитии сферы культуры и образования, в частности, затрудняя социализацию молодого поколения. А ведь именно социализация как совокупность всех социальных процессов помогает ребенку усваивать готовые формы и способы социальной жизни и вырабатывать собственные ценностные ориентации (самоактуализироваться и самореализоваться).

В современной педагогике все чаще встречается понятие базовой гуманитарной культуры. Базовая гуманитарная культура — это синтез трех самостоятельных и взаимодействующих понятий: «базовость», «гуманитарность», «культура». Слово «культура» есть почти во всех языках мира. В своем исходном значении понятие культуры (cultura — лат.) связано с деятельностью человека: культура — это то, что «обработано», «возделано» человеком. Современному пониманию культуры предшествовал многовековой и тернистый путь научных дискуссий.

Культура — понятие, которое очень широко используется в современной социологической и философской литературе, как и в общественных науках в целом. Между тем нет, вероятно, ни одного другого понятия, определения которого были бы столь неоднозначны.

Одним из рабочих определений понятия «культура» признается «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии культура фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторических форм жизнедеятельности на различных этапах общественного развития в рамках определенных эпох, общественно-исторических формаций, этнических общностей. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида, социальной группы или всего общества в целом» (Философский энциклопедический словарь. - М.,1989. - С.293).

Идея гуманитарной культуры рождена эпохой Возрождения, которую также называют «эпохой Гуманизма». Советский энциклопедический словарь (1988) дает следующие определения понятиям «гуманизм» и «гуманитарный»: «Гуманизм — признание человека как личности, его право на свободное развитие проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия общественных отношений», «Гуманитарный — имеющий отношение к человечеству, бытию и сознанию». Исходя из предположения, что культура личности не может быть негуманитарной, то гуманитарная культура личности как понятие — это вся совокупность основных свойств, характеристик и ориентаций личности, отражающая ее общечеловеческую направленность. По мнению многих ученых, ядром любой культуры является гуманитарная культура. Уровень гуманитарной культуры личности определяют ее (личности) социализированностью, приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей.

Под «базовостью культуры» понимаются некоторые внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового существования человека и окружающей его среды, для их гармонического развития и взаимодействия культуры. Употребление в определении двух терминов «базовость» и «гуманитарность» указывает одновременно на общечеловеческую направленность данного понятия и определенный базовый минимум свойств, характеристик и ориентаций личности.

По отношению к младшим школьникам базовая гуманитарная культура может быть рассмотрена как социально-психологическое образование в структуре личности ребенка, состоящее из коммуникативного, познавательного, ценностно-ориентировочного и детерминирующего компонентов, содержание которых образует базовый минимум и позволяет личности развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость (Е.Б.Горлова).

Процесс формирования базовой гуманитарной культуры младших школьников тесным образом связан с появлением в личности школьника таких базовых свойств и ценностных ориентиров личности, которые позволили бы ему в дальнейшем овладеть различными видами деятельности и областями знаний. Таким образом, этот процесс позволяет одновременно увидеть и динамизм, и эффективность процесса личностного становления и социального развития ребенка.

Язык является хранителем национальной культуры народа, который на нем говорит. Учебный предмет «Иностранный язык», будучи интегративным по своей цели обучения и междисциплинарным по своему предметному содержанию, призван сыграть сегодня одну из ведущих ролей в расширении образовательного кругозора и поликультурного поля обучаемых, в процессе социализации личности школьников, готовя их к жизни в многонациональном и поликультурном мире.

«В предшествующие годы процесс обучения иностранному языку с утвердившейся в нем коммуникативной направленностью в большей степени был сориентирован на обучающихся как на участников коммуникации, в настоящее время он становится сориентированным на обучающихся как на членов, представителей определенного социума в широком смысле этого слова» (Э.И.Соловцова. Образовательная область «Иностранный язык» и ее актуальные проблемы: Тезисы докладов к конференции. - М.:АПК и ППРО, 2001. - С.10).

Иностранный язык занимает особое место в ряду учебных дисциплин, так как не только знакомит с культурой страны изучаемого языка, но и вносит существенный вклад в воспитание подрастающего поколения, поскольку оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями, содействует воспитанию учащихся в контексте «диалога культур» и пробуждает познавательную мотивацию. Одним из ведущих принципов воспитания становится принцип культуросообразности, который предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Обучать иностранному языку сегодня — это значит обучать не только способу выражения мыслей, но и источнику сведений о национальной культуре народа-носителя изучаемого учащимися языка, исходя из того, что язык выполняет две главных функции: коммуникативную (он обеспечивает общение людей) и кумулятивную (культуроносную) — и в этом его развивающий потенциал.

Включение культуроведческого компонента в содержание обучения иностранным языкам абсолютно необходимо для достижения основной практической цели — формирование способности к общению на изучаемом языке. Особое познание мира той или иной человеческой общностью, обычаи, нашедшие отражение в культуре, передаются в языке и могут стать препятствием при общении представителей разных народов. Известнейший русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Вот почему лучшее и даже единственное место проникнуть в характер народа — усвоить его язык, и чем глубже мы вошли в язык народа, тем глубже мы вошли в его характер».

Для успешного общения необходимо не только владеть одинаковыми с собеседником языковыми средствами (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и общими содержательными знаниями о его стране (фоновыми знаниями). В совокупности фоновые знания той или иной человеческой общности составляют языковое сознание. Обучение общению на иностранном языке (А.А.Миролюбов) в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями (фоновыми знаниями), формирует культуроведческое пространство обучаемых. Без этих компонентов содержания обучения иностранным языкам невозможно сформировать способность к общению на межкультурном уровне, подготовить школьников к диалогу культур.

Культуроведческая направленность обучения иностранным языкам способствует реализации не только практических (коммуникативных целей), но и общеобразовательных и воспитательных целей.

Овладение новым средством общения, с одной стороны, и приобщение к культуре страны, язык которой изучается, - с другой, создают благоприятные условия для формирования коммуникативной и гуманитарной культуры школьника, для его социокультурного развития, для развития интеллектуальных и творческих способностей вообще.

Известно, что ранний возраст уникален для овладения языком, а обучение иностранному языку позволяет на ранней стадии ознакомления с иностранным языком приобщить ребенка к культуре страны изучаемого языка, ознакомить с окружающим миром не только через родной, но и через иностранный язык, через культуру, традиции, наследие народа, говорящего на изучаемом языке, создать условия не только для его когнитивного, но и эмоционального развития. Культурные различия сами по себе не носят отрицательного заряда, наоборот, их ценность в том, что они ведут к обогащению человеческого интеллекта и поведения.

Включение иностранного языка в число учебных дисциплин начального образования позволяет положить начало процессу приобщения ребенка не только к другому языку, на котором говорит его сверстник, но и к другой культуре, благодаря чему и возможно формировать позитивное отношение к восприятию как своего, привычного, так и чужого, воспитывать чувства открытости для восприятия других культур, закладывать основы толерантного сознания, что обеспечивает путь перехода к homo intelligens (человеку понимающему). В процессе обучения иностранному языку можно научить ребенка понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать детей в духе мира и уважения народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях других национальностей.

Содержание языкового образования, согласно современным образовательным концепциям, следует ориентировать на формирование у обучающегося адекватной картины мира и интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Создание адекватного образа окружающего нас мира позволяет избежать так называемого «культурного шока» при соприкосновении с миром иной культуры. «Культурный шок» - это шок от нового. Гипотеза культурного шока основана на том, что «опыт новой культуры является неприятным или шоковым частью потому, что он неожидан, а частью потому, что он может привести к негативной оценке собственной культуры» (А.Фарнхем, С.Бочнер).

Трудности общения с представителями иной культуры возникают, в основном, из-за несформированности соответствующих социокультурных знаний и умений, способствующих преодолению трудностей социального плана. Иноязычные культурные контакты, имевшиеся в опыте личности либо создаваемые искусственно в период обучения, способствуют приобретению больших возможностей для преодоления жизненных проблем, т. е. способствуют повышению адаптивных возможностей индивида.

«Образ мира» построен не из абстрактных значений, а из личностных смыслов (А.А.Леонтьев); он одновременно является и образом мира, и образом нашего отношения к миру, нашего переживания мира. Мировоззрение — не холодное и отстраненное «воззрение на мир», а видение его через нашу личность, через мотивы и установки, ценности и убеждения, в свете нашего индивидуального опыта — не только познавательного, но и эмоционально-смыслового и социального.

Современный взгляд на образование заключается не только в том, что оно обязано обеспечивать обучаемым освоение культурного наследия и познание мира, но и развивать личность обучаемого в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии. Это может и должно обеспечиваться образовательным процессом, основная функция которого видится в организации единого пространства познания и индивидуального развития личности обучаемых.

Многие исследователи указывают на связь между научением культуре и личностным ростом. Существует точка зрения, что люди, которые ощущают себя комфортно более чем в одной культуре, интеллектуально и эмоционально больше удовлетворены жизнью, чем монокультурные индивиды.

Вопрос культурного научения и овладения языком неразрывны для предметной области «Иностранный язык». Однако, следует помнить, что ребенок, прежде чем начинает учиться в школе и даже прежде чем он овладевает родным языком, находясь в определенном социуме, усваивает нормы поведения членов того социума, к которому он принадлежит. Он усваивает их в ритмах и течении времени, в способах невербального общения с близкими и незнакомыми людьми, в стилях мышления и в особенностях отношения к природе, домашней среде, самому себе и другим людям. Его «видение мира», желания и поступки носят в определенной степени стихийный характер.

В настоящее время российская образовательная система переживает процесс реформирования, который происходит с обязательным учетом социокультурного контекста обучения и воспитания личности школьника. Особо подчеркивается приоритет процесса воспитания по отношению к обучению (Закон РФ «Об образовании» в редакции 1996 г.), что позволит выполнить социальный заказ общества, стоящий перед образованием, - сформировать личность, способную самостоятельно принимать решения, активно взаимодействовать с окружающим миром, личность, развитую с точки зрения социальных и гражданских позиций, духовно богатую.

Особая роль в ходе модернизации сферы образования отводится начальному образованию. Отношение к начальной школе как к существенной части, входящей в систему непрерывного образования, легло в основу образовательной модели, созданной под руководством А.А.Леонтьева. Именно эта модель созвучна языковой педагогике как части общей педагогике, связанной с образовательной областью «Иностранный язык».

Неготовность большинства российских учащихся к встрече с неизбежными психологическими, языковыми и социокультурными трудностями при общении объясняет необходимость введения основ культуроведческого образованияна раннем этапе обучения для подготовки учащихся к межкультурной коммуникации и диалогу культур. Еще в конце ХХ века культуроведческое образование стало неотъемлемым компонентом обучения иностранному языку. Правильно отобранный и разработанный материал по культуроведению приведет к возникновению у учащихся культуроведческих знаний и умений. Последние, в свою очередь, будут способствовать обогащению социокультурного мировидения учащихся и подготавливать их к межкультурному общению на иностранном языке.

Включение культуроведческого аспекта в содержание раннего обучения иностранному языку расширяет видение детьми картины мира, сформированной на базе родного языка, готовит их к жизни в поликультурном мире и формирует их отношение к иным культурным ценностям.

В системе общечеловеческих ценностей всегда ставились на первое место права человека, его свобода и соответствующие им воспитание и образование. Общество в своем развитии полностью зависит от воспитания. Однако сегодня справедливо утверждают, что в нашем обществе термин «воспитание» стал «вымываться» из педагогического лексикона. Любое общество через воспитание развивается и проецирует свое будущее. Образование в духе взаимопонимания должно носить сквозной характер, им должны быть проникнуты все учебные дисциплины, то есть должна происходить интеграция идей воспитания в духе культуры мира во все учебные предметы. Предметная область «Иностранный язык» в этом смысле представляет благодатную почву.

Культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, основанных на уважении к жизни, отказе от насилия через посредство образования, диалога и сотрудничества. Под культурой мира понимается совокупность этических ценностей и норм, отношения к другому человеку и ко всему окружающему его, где находят свое место уважение к человеческой личности, ее достоинствам и правам, отказ от насилия. Основа этой идеи — толерантность, плюрализм, понимание и принятие различий между людьми в культуре, в нравах и обычаях, в убеждениях и верованиях.

Что касается задач, встающих перед образованием вообще и перед языковым, в частности, следует отметить, что те или иные элементы находят свой отзвук в содержании образования, в методах обучения. Дело в том, что образование обладает необходимым потенциалом для формирования установок толерантного поведения, обучения миролюбию и пониманию других людей, начиная с младшего возраста.

А ведь именно иностранный язык позволяет положить начало процессу приобщения ребенка к другой культуре, формирует позитивное отношение к восприятию как своего, привычного, так и чужого, воспитывает чувство открытости для восприятия других культур.