Проблема преемственности на современном этапе развития начального языкового образования

Бурзина С.А.


На современном этапе развития общество все больше осознает свою зависимость от качества образования, «так как уровень и система знаний существенно влияют на эффективность деятельности человека в социуме» (Г.М.Пономарева. Современное образование в контексте культуры: ключевые проблемы непрерывного образования // Образование и культура. - М.:АПК и ПРО, 2002. - С.7). Осознание этого подтверждается в законе Российской Федерации «Об образовании», где говорится, что область образования провозглашается приоритетной. Под образованием в данном законе понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.:ИНФРА-М, 2001.- С.3).

В настоящее время ни для кого не секрет, что школа и система образования постепенно утрачивали свою целостность и стабильность, без чего образование не может существовать и развиваться. Одна из главных целей и задач современной школы — это подготовить человека думающего и чувствующего, который умеет общаться и готов к этому общению, умеющего добывать необходимые знания и использовать их с пользой для себя и окружающих.

С течением времени и усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества увеличивается многообразие воспитательных и образовательных учреждений, меняются их роль и соотношение в системе воспитания и образования. Но основным по прежнему является:

Растущий человек, овладевая суммой знаний, умений, представлений, не всегда способен применить их в самостоятельной жизни, а главное, найти свое место в жизни. Поэтому важнейшей особенностью целостного знания является «его ориентированность не только на сознание ученика, но и на его личность, выработка в процессе учения не только знаний, но и отношения к этим знаниям» (А.А.Леонтьев. Педагогика здравого смысла. «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып.1. - М.: «Баллас», «С-ИНФО», 1998. - с.13).

Начальная школа — первая ступень основной или средней (полной) общеобразовательной школы, являющаяся параллельно и самостоятельным звеном в системе обязательного общего образования. В качестве основы развития младших школьников рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения. Начальная ступень должна обеспечить становление личности ребенка, развитие ее способностей, формирование у маленьких учеников умения и желания учиться.

Для детей школа — один из основных источников полноценного всестороннего развития. Школьная жизнь ребенка предназначена для постижения и освоения программ действия, которые будут способствовать индивидуальному развитию личности ребенка.

Однако следует помнить, что начальная школа - не подготовка к средней школе, а ее часть, систематично входящая в общую систему непрерывного образования. «Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; и т.д.» (Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ИНФРА-М, 2001 г. - С.7).

Проблема преемственности является одной из самых серьезных, особенно остро она стоит в выстраивании преемственных связей между дошкольным образованием и начальным звеном образования.

Фактор преемственности между различными звеньями непрерывного образования, в данном случае между дошкольным и начальным образованием, является одним из основных условий, обеспечивающих целостность всей системы, которая охватывает все процессы обучения, воспитания, развития ребенка, начиная с детского сада.

Анализ всех предпосылок, лежащих в основе совершенствования системы непрерывного образования, в том числе и языкового, показывает важность и необходимость исследования преемственности, обеспечивающей взаимосвязь между различными ступенями системы непрерывного образования и становления личности. Именно в этом контексте новые оттенки приобретает проблема взаимосвязи и преемственности между дошкольным образованием и образованием в начальной школе, что требует ее рассмотрения с различных позиций.

Современный взгляд на роль и значение преемственности в системе непрерывного языкового образования не может получить адекватную интерпретацию без предварительного рассмотрения трактовок понятия преемственности в различных научных областях.

Мы воспринимаем и употребляем понятие преемственность как понятие, носящее объективный и всеобщий характер, имеющее место в природе, обществе; как «...связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы» (Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. Т.20. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1975. - С.285).

В философской литературе преемственность рассматривается как момент развития (Э.А.Баллер, З.А.Мукашев), как связь между различными этапами или ступенями как бытия, так и познания.

Образование, по мнению Я.А.Каменского, должно быть универсальным, и содержание обучения в каждой школе преемственно связано с предыдущим и последующим.

Традиционно педагогика рассматривает преемственность как «последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы. Характеризуется осмысливанием пройденного на новом, более высоком уровне, подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается» (Педагогический словарь. - М.: Изд-во Акад.пед.наук, 1960. - С.196).

Соблюдение принципа преемственности в языковой педагогике (обучение, воспитание, развитие) не принесет должных результатов, если этот принцип будет реализовываться вне учета принципов систематичности и последовательности, как в содержательном , так и в процессуальном планах (в технологии обучения ИЯ).

Поскольку одним из основополагающих концептуальных положений современной системы образования, в том числе и языкового, является его непрерывность, то фактор преемственности является одним из важнейших в организации структурирования содержания обучения ИЯ во всех его проявлениях и на всех ступенях, начиная с дошкольного образования.