Культуроведческое обогащение как компонент содержания обучения иностранному языку и как фактор духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике.

Материалы ХIV междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. 7 апреля 2011 года. М.: АПКиППРО, 2011 г. С. 176-181

Автор: Бурзина С.А.
кандидат пед.наук
ГОУ СОШ № 110 г. Москвы


«Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации» (1).

Актуальность этой задачи в современных условиях «быстрого демонтажа советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни», (2) подтверждается необходимостью  формирования базовых национальных ценностей и предполагает социально-педагогическую поддержку становлению и развитию «…высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». (3)

Очевидно, что решение поставленной перед современной системой образования задачи, требует участия в этом процессе всех дисциплин, чтобы приобщить к исторической памяти народа новые поколения, снабдив их знаниями и  пониманием своеобразия и самобытности своей культуры.

Учебный предмет «Иностранный язык», относящийся к образовательной области «Филология», обладает междисциплинарным характером, благодаря своему содержанию и своим межпредметным связям с самыми разными учебными дисциплинами, и создает возможность и условия для передачи социокультурной, страноведческой и культуроведческой информации не только о странах изучаемого языка, его народах и их культурах, но и о родной культуре, используя при этом прием сопоставления.

Немаловажным компонентом культвуроведческого обогащения  является включение в содержание обучения иностранному языку такого компонента как национально-региональная специфика жизни народа своего края, его национально-культурные традиции, нашедшие отражение в языке,  в образе жизни, поведении, привычках, традициях, обычаях, что  сопряжено не только с научением детей передавать сведения и факты одной культуры средствами языка другого народа, но и воспитанием у школьников активной гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу своей стран, что оказывает воздействие на духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося.

Известно, что для младшего школьного возраста характерно любопытство и любознательность, дети в этом возрасте открыты, деятельны и активны по природе. Культуроведческое обогащение содержания обучения ИЯ в контексте двух культур и развития соответствующих коммуникативных умений позволяет школьнику, при вступлении в непосредственный контакт со своим зарубежным сверстником,  показать свою заинтересованность в ознакомлении с образом жизни, традициями, обычаями другого народа, в понимании особенностей поведения иноязычного сверстника, интерес к выявлению схожести и различий  в проявлениях культуры другого и русского народов (поведение представителей разных культур), продемонстрировав при этом достойное представление своей гражданской позиции.

Благодаря специально отбираемому содержанию, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и Примерных программ детям представляется реальная возможность заниматься различными видами деятельности в урочное и внеурочное время в контексте познавательно-коммуникативной деятельности, что способствует всестороннему развитию школьников, включая духовно-нравственное развитие и воспитание, осознание своеобразия родной и иноязычной культур во всем многообразии проявлений мирового культурного опыта.

Опираясь на уже имеющийся в отечественной методике определенный опыт обучения иностранным языкам в контексте соизучения явлений языка и культуры, исторического наследия, при сопоставлении с аналогичными явлениями в родном языке, культуре, истории (Г. Д. Томахин, 1986; В. В. Сафонова, 1992, О. С. Пустовалова, 2000; А. П. Кузнецова, 2002; и др.), правомерно утверждать, что включение в процесс обучения такого компонента как культуроведческое обогащение на базе двух культур на основе кооперирования, например, музыкально-поэтического фольклора, требует участие детей в соответствующих видах деятельности по освоению этого содержания позволяет развивать у детей умения корректного проговаривания в хоре, внимательного отношения к звучащей речи (звуковой структуре ИЯ и родного языка), умения различать и воспроизводить разные музыкальные мелодии, звуки, шумы, голоса некоторых животных, умения воспринимать эмоциональный рисунок мелодии, национальный характер песни.

Познавательно-коммуникативная деятельность школьника на уроках и вне уроков (уроки-экскурсии – воображаемые по регионам страны изучаемого языка и реальные в рамках региона, где находится школа и проживает школьник), имеющая ярко выраженную культуроведческую направленность предоставляет детям возможность ознакомиться со своим регионом, со своей «малой Родиной», как частью своей страны, (для московских школ это социальная и природная сфера микрорайона, отдельные страницы истории и культуры Москвы), познать и осознать, в определенной степени, духовно-нравственные традиции своего народа, а также, в определенной степени, особенности национально-региональной культуры  народа стран изучаемого языка, отличные от культуры своего народа.

Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок имеет возможность непосредственно видеть, слышить, осязать окружающий мир, воспринимая его в ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах.

Огромную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании имеет правильно организованная внеурочная работа с привлечением иностранного языка, когда целенаправленно создаются условия для вовлечения детей в разнообразную деятельность на иностранном языке (участие в хоре с исполнением национальной песни, участие в инсценировании сказок, в изготовлении различного рода поделок, коллажей, и т.п.), способствует разгрузке урочной деятельности и предоставляет дополнительные возможности для всестороннего развития и воспитания (интеллектуального, нравственного, патриотического, эстетического, трудового) учащихся. Внеурочная деятельность культуроведческой направленности  содействует выявлению интересов детей, развитию целого ряда способностей, лежащих в основе становления многих личностных качеств, таких как патриотические, духовно- нравственные.

Распределение культуроведческого материала, лексических единиц с культуроведческим содержанием, происходящее в соотнесении с урочной и внеурочной коммуникативно-познавательной деятельностью школьников, позволяет не только поддерживать интерес у детей к овладению иностранным языком как средством межкультурного общения и познания, но и создает условия, позволяющие не перегружать их урочную деятельность, что является очень важным фактором сохранения здоровья у подрастающего поколения.

Необходимо отметить, что фольклорное наследие, являясь выражением культурного и социального самосознания каждой нации, охватывает обширную область традиционного человеческого знания и опыта, в специфической форме выражая интересы и стремления народных масс и предоставляя обширный материал для познания основ национальной духовности и особенностей жизнедеятельности того или иного народа. Поэтому на начальной ступени общего образования в курсе обучения иностранному языку младших школьников в целях культуроведческого обогащения больше внимания уделяется приобщению детей к фольклорным формам иноязычной культуры с учетом возрастных особенностей детей.

Своеобразие народной фольклорной традиции – это совокупность накопленного опыта поколений, наследия, живущего в памяти народа и нации, знакомясь с которыми у школьников, происходит соприкосновение с проявлениями культуры народа в традициях, обычаях, поведении, образе жизни и мышлении, т.е. у школьника создается база для дальнейшего формирования осведомленности в области культуры своего народа и культуры народа-носителя определенного языка, а также осознание целостного духовно-нравственного пространства, присущего мировому сообществу.

Не вызывает сомнений, что основной формой учебно-познавательной деятельности младших школьников является игровая деятельность, которая мотивирует процесс овладения детьми иностранным языком как новым средством общения и способствует познанию ими окружающего мира и мира своего иноязычного сверстника, воспитывает чувство гордости за свою Родину и учит познавать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции родного и других народов.

В основе игры всегда лежит познавательная деятельность, а познавательно-направленная и эмоционально окрашенная деятельность способствует лучшему запоминанию и усвоению учебного материала. Таким образом, игровая деятельность детей младшего школьного возраста, применяемая в ходе обучения иностранному языку, обусловливает непроизвольное усвоение предлагаемой детям информации культуроведческого, страноведческого характера в рамках отобранных тем, облегчает процесс овладения этой информацией и служит важным мотивационным фактором не только в овладении новым средством общения и приобщения к культуре народа-носителя языка, но и средством познания национальных нравственных ценностей и представлений о них (патриотизм, гражданственность, и др.).

Таким  образом, культуроведческое обогащение процесса обучения иностранному языку позволяет акцентировать внимание детей на нравственных проблемах, формировать позитивное отношение детей к базовым ценностям общества (общенациональным и общечеловеческим), воспитывать активную гражданскую позицию, чувство ответственности за себя и своих друзей, за свою страну, а решение этих задач осуществляется в учебно-познавательной, социально-игровой деятельности, включающей региональный компонент. Успешности решения задач, связанных с культуроведческим обогащением процесса обучения иностранному языку может содействовать удачно отобранная визуальная наглядность, в том числе иллюстративная. Зрительная наглядность выполняет достаточно большое количество функций при построении процесса обучения иностранному языку и организации учебно-познавательной коммуникативной деятельности школьников.

Среди этих функций: обучающая при ознакомлении с новым языковым материалом; стимулирующая на этапе развития речевых умений; контролирующая, когда визуально-иллюстративная наглядность выступает в качестве средства контроля уровня владения коммуникативными навыками и умениями в различных видах иноязычной речевой деятельности. Из всего этого дидактического потенциала визуальной наглядности при решении задач культуроведческого обогащения особо следует выделить информирующую функцию (страноведческую) о культуре народа-носителя изучаемого языка, о национальных традициях, быте т.д.

При этом невербальная иллюстративно представленная информация оказывает существенное влияние на мотивацию и интерес в отношении овладения иностранным языком как средством межкультурного общения, несет информацию о фактах и явлениях родной/русской культуре, влияет на эмоциональную сферу обучающихся. Дидактически и методически правильное использование визуальной/иллюстративной наглядности способствует формированию культуроведческой наблюдательности младших школьников, осознанию определенных культурных универсалий, проявляющихся в фольклоре, в народных праздниках, в национальных музыкальных инструментах, в детских подвижных играх и др., а также в осознании национальных ценностей и нравственных понятиях.

Поскольку дети 1-го года обучения не обладают соответствующим языковым и речевым опытом, формирование фоновых культуроведческих знаний на основе комментирования визуальной наглядности может происходить на родном языке.

Четко отобранная наглядность в соотнесении с поставленными задачами может уже на раннем этапе приобщения детей к новому средству общения и иной культуре закладывать основы так называемого социокультурного портрета страны изучаемого языка. При этом задействованы различные анализаторы, а не только слуховой. С этой целью на занятиях по иностранному языку (как показала практика обучения) результативными в методическом плане являются такие приемы, как раскрашивание флага страны изучаемого языка, в ходе которого дети не только усваивают название цвета на иностранном языке, но и получают элементарные социокультурные знания об этой стране; обведение по точкам изображаемого предмета, имеющего отношение к национальным культурным традициям своего и другого народов (например, изображение рисунка гитары, кастаньет, балалайки, кокошника, и т.п.). Так же эффективен прием неоконченного рисунка, когда часть предмета нарисована полностью, а часть его «представлена»  контуром, точками, соединяя которые ребенок получает полный рисунок изображаемого предмета.


  1. А.Я.Данилюк,А.М.Кондаков,В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009. Стр.15.
  2. А.Я.Данилюк,А.М.Кондаков,В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009. Стр.4.
  3. А.Я.Данилюк,А.М.Кондаков,В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009. Стр.12.